-
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Церковь и государство в XV-XVI вв. 5
- 1.1. Русская Церковь в XV в. 5
- 1.2. Учреждение патриаршества 8
- 1.3. Русская церковь после Смуты, в период «межпатриаршества» (1612-1619 гг.) 20
Глава 2. Церковь и государство в середине 17 в. 30
- 2.1. Патриарх Никон и государство 30
- 2.2. Патриархи Иоасаф II и Питирим (1667–1673) 36
- 2.3. Предстоятельство Патриарха Адриана (1690–1700) 39
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Цель данной курсовой работы – раскрыть на основе анализа исторической литературы и документальных материалов взаимоотношения церкви и государства в России в 15-17 вв. В соответствии с целью автором были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику деятельности русской церкви в 15 веке;
- определить значение установления патриаршества для государства и для общества в целом;
- рассмотреть период «межпатриаршества» после Смутного времени;
- выявить влияние Никона на государство и царя в 16 в.;
- дать характеристику деятельности патриархов Иоасафа II и Питирима, а также предстоятельству патриарха Адриана.
Духовенство начинает играть заметную роль в жизни Руси. Именно оно в домонгольскую эпоху активно противодействовало княжеским междоусобицам, примиряло враждующие стороны. Часто епископы и игумены выступали в качестве послов, скрепляя договоры между князьями. Политическое их влияние обеспечивал нравственный авторитет: Церковь воспринималась как опора общества. Кроме того, она являлась крупным собственником и оказывала государству материальную помощь, участвуя в строительстве и содержании богаделен и больниц, выкупая пленных, помогая нищим и странникам.
Если согласиться с тезисом о том, что Российская империя возникла благодаря борьбе с Ордой, начало которой было положено «собиранием земли» вокруг Москвы (XIV век), то нельзя не сказать и об «идейной» подготовке этого процесса – о роли Церкви. В 1299 г. митрополит Максим перенес свою постоянную резиденцию во Владимир, присоединив этот город к Киевской епархии, а его преемник – митрополит Петр – в 1308 г. перенес свою кафедру уже в Москву, оставив в своем подчинении и Киев, и Владимир, и даже православное духовенство Литвы. Союз московских князей с русскими митрополитами оказался долговечным и прочным, но вот что показательно: по мере укрепления светской власти политическое влияние митрополита уменьшалось, он сам превратился в помощника московского князя, а вся Церковь стала, в определенном смысле, инструментом проведения государственного курса. Разумеется, и подчиненные митрополиту русские епископы с разрушением вечевого строя и укреплением Москвы постепенно лишились своего независимого положения. Чем дальше, тем меньше можно было говорить о «свободе» Церкви от государства. Но, с другой стороны, объединение Руси под сильной рукой московского князя вело и к укреплению власти русского митрополита над подчиненными ему епархиями.
Таким образом, централизация политической власти влияла и на ход аналогичных процессов в Церкви.
-
-
ОтзывЗарегистрируйтесь, чтобы создать отзыв.