Производственный корпус проектируемой организации разработан в соответствии с требованиями предъявленными СанПиН 2.2.1.13-5-2006 «Гигиенические требования к проектированию, содержанию и эксплуатации производственных предприятий», СанПиН 10-7-2003 «Санитарные правила содержания территорий».
Требования предъявляемые к производственному корпусу организации изложены в «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте» раздел 2 «Требования по охране труда к производственным объектам, оборудованию, процессам, рабочим местам», глава 6 «Помещения для технического обслуживания и ремонта транспортных средств и агрегатов» утвержденные постановлением министерства труда и социальной защиты республики Беларусь и министерства транспорта и коммуникаций республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128.
Архитектурно-строительные решения и конструкции зданий должны соответствовать требованиям СНБ 2.02.01-98 «Пожарно-техническая классификация зданий, строительных конструкций и материалов», утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 сентября 1998 г. № 134 (далее – СНБ 2.02.01-98), СНБ 2.02.02-01 «Эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре», утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11 мая 2001 г. № 232 (далее – СНБ 2.02.02-01), СНБ 2.02.03-03 «Ограничение распространения пожара в зданиях и сооружениях. Объемно-планировочные и конструктивные решения», утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 3 марта 2003 г. № 42 (далее – СНБ 2.02.03), СанПиН 8-16 РБ 2002 «Основные санитарные правила и нормы при проектировании, строительстве, реконструкции и вводе объектов в эксплуатацию».
При разработке компоновочного решения производственного корпуса АТО следует руководствоваться следующими техническими требованиями:
- расположение зон и участков относительно друг друга должно соответствовать технологическому процессу;
- конструктивная схема здания и расположение в нем производственных подразделений должны обеспечивать возможность изменения в перспективе технологических процессов и расширение производства без существенной перестройки здания;
- в местах интенсивного движения потоки не должны пересекаться.
При компоновке производственно-складских помещений в производственном корпусе учитывают расположение здания на генеральном плане для определения въездов в здание и выездов из него в соответствии с организацией движения автомобилей на территории АТО. Производственный корпус следует располагать относительно сторон света и преобладающих направлений ветров для обеспечения наиболее благоприятных условий.
При планировке отделений, складов и других помещений площади могут отличаться от расчетных: для помещений площадью до 100 м2 допускается отклонение 20 %, а для помещений площадью более 100 м2 – 10 %.
С учетом противопожарных и санитарных требований ОНТП-01-91 рекомендуется в общем случае выполнять в отдельных, изолированных от других, помещениях следующие виды работ ТО и ТР подвижного состава:
- постовые работы ТО-1, ТО-2, общее и углубленное диагностирование;
- шиномонтажные и вулканизационные работы;
- кузнечно-рессорные, медницко-радиаторные, сварочно-жестяницкие и арматурные работы;
- окрасочные работы.
Посты мойки автомобилей, расположенные смежено с другими постами обслуживания, должны отделяться от них водонепроницаемыми шторами или экранами. Посты обслуживания и ремонта автомобилей должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими удобный доступ во время работ.
Площади расположенных в здании производственного корпуса производственных, складских и вспомогательных помещений.
Наименование Площадь, м2
- Участок шиномонтажный 36,00
- Участок обойный 27,00
- Участок ремонта приборов системы питания 14,00
- Участок электротехнический 14,00
- Зарядная 4,00
- Участок аккумуляторный 36,00
- Участок слесарно-механический 42,00
- Комната персонала 17,80
- Участок агрегатный 78,00
- Участок сварочный, кузнечно-рессорный, жестяницкий 104,00
- Зона сварочная 324,00
- Зона ТР прицепного состава 408,6
- Зона ТР 359,1
- Зона малярная 250,80
- Краскоприготовительная 12,00
- Кладовая лакокрасочных материалов 13,23
- Склад шин 26,94
- Склад смазочных материалов 17,16
- Склад промежуточного хранения запасных частей и материалов 19,25
- Склад запасных частей, деталей и эксплуатационных материалов 38,49
- Склад двигателей, агрегатов и узлов 21,05
- Гардероб 13,50
- Душ 10,80
- Санузел 13,50
- Компрессорная 20,18
Итого: 2423,00
По результатам компоновки для проектируемой АТО применяем конструкцию производственного корпуса из сборочного железобетона, имеющую арочные фермы перекрытия. Корпус имеет прямоугольную форму с соотношением сторон 1:2, что позволяет использовать строительные конструкции унифицированных типоразмеров.
В результате компоновки, с учетом существующих архитектурно-строительных нормативов, принимаем:
1) толщина наружных стенок – 300 мм;
2) толщина внутренних стенок – 150 мм;
3) длина оконных проемов: ОК-1– 1800 мм, ОК-2– 4400 мм, ОК-3– 6800 мм, ОК-4 – 5800 мм, ОК-5– 3800 мм, ОК-6– 7400 мм, ОК-7– 1200 мм, ОК-8– 2800 мм, ОК-9– 2400 мм;
4) ширина въездных и выездных ворот для автомобилей (ВР1) – 4000 мм, высота ворот – 4200 мм;
5) ширина дверных проемов: – 1810 мм, – 1210 мм, – 910 мм;
6) высота этажа производственно-складских помещений – 8400 мм;
7) сечение колонн – 400х400 мм.
Описание производственного корпуса и организации производственного процесса в нем:
В производственном корпусе расположены все основные зоны и участки, а также необходимые складские и вспомогательные помещения.
Производственный процесс в производственном корпусе организован в соответствии со схемой организации производства представленной на рисунке 1.2.
Производственный процесс организован следующим образом. Автомобили для выполнения работ по техническому обслуживанию (ТО-1,ТО-2) поступают в зону ТО и Д оборудованную канавой с канавным подъемником. Диагностирование производится на постах ТО, один из которых оснащен роликовым стендом. Постовые работы по текущему ремонту выполняются на трех постах для автомобиля и двух постах для полуприцепа в зоне ТР, посты ТР оборудованы двух плунжерным подъемником и канавой с канавным подъемником грузоподъемностью 3,5 т. Кузовные и сварочные работы выполняются в сварочной зоне смежной с участком сварочно-жестяницким и оборудованной двух плунжерным подъемником для автомобиля и канавным подъемником грузоподъемностью 3,5 т. Участковые работы комплекса ТР выполняются на производственных участках: шиномонтажном, ремонта приборов системы питания, аккумуляторном, электротехническом, обойном; кузнечно-рессорный, медницкий, сварочно-жестяницкий, арматурный участки объединены в одном помещении смежном со сварочной зоной и отделены от других помещений несгораемыми стенами. Слесарно-механический и агрегатный участки. Для перемещения агрегатов и узлов в подразделениях и внутри производственного корпуса используется подъемно-транспортное оборудование: тележки.
В состав складских помещений размещенных в производственном корпусе входят: склад автомобильных шин, склад смазочных материалов, склад агрегатов и узлов, кладовая лакокрасочных материалов, инструментально-раздаточная кладовая, склад промежуточного хранения запасных частей, склад запасных частей и эксплуатационных материалов.
Склад кислорода, азота и ацетилена, склад подлежащих списанию автомобилей, агрегатов, металлолома и ценного утиля вынесены за пределы производственного корпуса и находятся на территории АТО. К вспомогательным помещениям относятся гардероб, санузел, душевая. В производственном корпусе располагается комната персонала.
Схема организации технологического процесса в производственном корпусе представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 — Схема организации технологического процесса в производственном корпусе проектируемого АТП